Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяется пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды. Цель воспитательной системы – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению личности.
Создание в школах района условий для развития личности ребёнка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
Задачи воспитательной системы – помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:
• сфера познания (учеба, информация, знания).
• сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).
• сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).
• сфера физического развития (реализация физических возможностей).
• сфера отношений (познай себя, людей, взаимодействие с ними). Условия физического развития обучающихся:
Воспитательную деятельность в каждой школе организует служба воспитания, в которую входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели, вожатые, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования.
Основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.
Исходя из цели и задач, в наших школах складывается такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.
В школах используются следующие возможности основного и дополнительного образования:
• различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;
• обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;
• акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;
• использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы;
• участие детей в конкурсах и соревнованиях различного уровня, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к своему учебному заведению;
• проведение праздников, массовых мероприятий и т.д.
ВСТАВКИ-СХЕМЫ Условия личностного роста воспитанников:
Воспитательная работа в школах осуществляется непрерывно, с применением всех доступных образовательных и воспитательных технологий.
Среди направлений этой работы можно выделить следующие:
• внеурочная деятельность по предметам;
• художественно-эстетическое воспитание и развитие;
• спортивно-оздоровительная работа;
• экскурсионно-краеведческая работа
• развитие школьных традиций.
Технологии воспитательной работы в школе:
• технология коллективного творческого дела (КТД);
• технология системного подхода воспитания;
• технология личностно-ориентированного воспитания;
• технология самоуправления;
• использование ИКТ;
• игровые технологии др.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
• воспитательная работа в процессе обучения;
• внеурочная деятельность;
• внешкольная деятельность.
Опираясь на коллективные потребности обучающихся школ, их родителей и учителей, выявленных в процессе проведения разнообразных микроисследований, методическим центром Управления образования была определена следующая системообразующая деятельность:
• Развитие школьного самоуправления
• Продолжение школьных традиций, организация ключевых творческих дел (КТД), объединяющих детей и взрослых
• Совершенствование системы дополнительного образования
• Сотрудничество с родителями
• Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, практикумы, открытые уроки, классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации)
• Вовлечение родителей в учебно-вопитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы)
• Участие родителей в управлении школой (родительский комитет, Управляющий совет, классные родительские комитеты)