РЕЗОЛЮЦИЯ областного совещания работников образования «Актуальные направления развития системы образования Саратовской области: задачи на 2014-2015 учебный год»
Одобрена участниками переговорных площадок и пленарного заседания областного совещания работников образования 20 августа 2014 года
Участники областного совещания работников образования «Актуальные направления развития системы образования Саратовской области: задачи на 2014-2015 учебный год» - представители педагогической, родительской общественности, Правительства Саратовской области, депутатов Саратовской областной Думы, Общественной палаты Саратовской области, Общественного совета при министерстве образования Саратовской области, администраций муниципальных районов (городских округов) области, общественных организаций, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, обсудили вопросы, связанные с основными задачами, стоящими перед системой образования Саратовской области, и отмечают следующие приоритетные направления развития в 2014-2015 учебном году:
1. Обеспечение доступности и качества дошкольных образовательных услуг.
2. Организация эффективной системы мониторинга качества образования в условиях введения и реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС).
3. Обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
4. Развитие воспитательной работы в образовательных учреждениях, в том числе реализация комплекса мер по развитию патриотического воспитания обучающихся, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, выявление и поощрение успешного опыта внеклассной деятельности. Модернизация системы дополнительного образования детей.
5. Расширение применения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, завершение перехода на электронные услуги в сфере образования.
6. Эффективное взаимодействие с работодателями по подготовке рабочих кадров в системе среднего профессионального образования.
7. Внедрение в образовательных организациях Саратовской области всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
***
В целях обеспечения развития региональной системы образования в 2014/2015 учебном году предлагается.
1. Министерству образования Саратовской области:
1.1. До 1 сентября 2014 года обеспечить переход:
1.1.1. На обучение в соответствии с ФГОС общего образования 100% обучающихся 1-4 классов, в пилотном режиме – обучающихся 5, 6, 7 классов.
1.1.2. На ФГОС дошкольного образования в пилотном режиме 395 дошкольных образовательных учреждений.
1.2. Реализовать федеральные проекты:
1.2.1. До сентября 2014 года – по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.
1.2.2. До декабря 2014 года –
1.2.2.1. Модернизации региональной системы дошкольного образования.
1.2.2.2. По формированию сети базовых школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
1.3. В 2014/2015 учебном году обеспечить:
1.3.1. Функционирование региональной модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
1.3.2. Реализацию комплекса мер по развитию патриотического воспитания обучающихся, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
1.3.3. Выявление и поощрение успешного опыта внеклассной деятельности.
1.4. До 1 ноября 2014 года разработать план мероприятий, посвященных Году литературы в Российской Федерации.
1.5. До 1 ноября 2014 года на основе межведомственного взаимодействия разработать положение о порядке определения статуса детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях обучения.
1.6. До декабря 2014 года обеспечить оснащение современным оборудованием многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе ГАПОУ СО «Поволжский колледж технологий и менеджмента» и ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса».
1.7. Во взаимодействии с муниципальными районами (городскими округами) области в 2014/2015 учебном году создать сеть муниципальных ресурсных центров из числа общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений по консультационному и методическому сопровождению инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по соответствующей нозологической группе.
1.8. В ходе аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий при оценке профессиональной деятельности педагогов, работающих в образовательных организациях, реализующих инклюзивное обучение детей-инвалидов, предусмотреть показатели, характеризующие эффективность реализации данного направления.
1.9. Во взаимодействии с ГАОУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» до 1 января 2015 года обеспечить вывод на единый портал государственных услуг следующих электронных услуг в сфере образования:
1.9.1. Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Саратовской области.
1.9.2. Предоставление информации об организации среднего и дополнительного профессионального образования.
1.9.3. Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных Саратовской области об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена.
1.9.4. Зачисление в образовательное учреждение.
1.9.5. Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение.
1.9.6. Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.
1.10. В IV квартале 2014 года подготовить предложения по проведению областных конкурсов профессионального мастерства среди педагогических работников организаций дополнительного образования детей. Внести соответствующие изменения в государственную программу Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года».
1.11. В 2014/2015 учебном году организовать проведение мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных учреждениях Саратовской области.
2. Многофункциональным центрам прикладных квалификаций:
2.1. В первом полугодии 2015 года разработать:
2.1.1. Модель оптимального взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и сообщества работодателей по адаптации образовательного процесса к условиям реального производства.
2.1.2. Модель профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений по профильным направлениям деятельности многофункциональных центров прикладных квалификаций.
2.2. В течение 2014/2015 учебного года разработать программы повышения квалификации педагогических работников профессиональных образовательных учреждений по профильным направлениям деятельности многофункциональных центров прикладных квалификаций.
3. ГАОУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»:
3.1. Продолжить работу по обеспечению научно-методического сопровождения всех категорий педагогов и руководителей образовательных организаций по вопросам развития региональной системы образования и воспитания.
3.2. Разработать методические рекомендации:
3.2.1. До 1 сентября 2014 года -
по оснащению необходимым оборудованием и средствами обучения базовых общеобразовательных организаций для организации инклюзивного образования детей-инвалидов,
по обеспечению безопасности информационной среды в образовательных учреждениях области.
3.2.2. До 1 ноября 2014 года - о внедрении в Саратовской области электронных учебников.
3.2.3. До 1 апреля 2015 года - по созданию развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
3.2.4. До 1 июня 2015 года –
по созданию системы внутреннего мониторинга качества образования,
по организации образовательного процесса с использованием индивидуальных образовательных программ обучающихся старшей школы в соответствие с требованиями ФГОС среднего общего образования.
3.3. До 1 сентября 2014 года организовать работу региональной экспертной группы для проведения анализа основных образовательных программ дошкольного образования в дошкольных учреждениях, реализующих в пилотном режиме ФГОС дошкольного образования.
3.4. До 1 декабря 2014 года составить перечень электронных образовательных пособий и разработать рекомендации по их использованию в организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
3.5. До 1 сентября 2015 года создать региональную тьюторскую сеть с целью оказания максимальной научно-методической и практической помощи педагогам дошкольного образования, работающим по ФГОС дошкольного образования.
3.6. До 1 октября 2015 года создать региональный банк лучших педагогических практик:
реализации ФГОС дошкольного образования на территории Саратовской области, воспитательной работы с обучающимися.
3.7. Организовать многоуровневые учебно-методические объединения с целью научно-методического и практического сопровождения функционирования и развития системы дошкольного образования, повышения его качества в условиях модернизации образования.
3.8. 27 ноября 2014 года провести II региональную научно-практическую конференцию «Теория и практика реализации ФГОС в системе общего образования», уделив особое внимание мониторингу качества образования в Саратовской области.
3.9. До 1 января 2015 года проанализировать успешный опыт учреждений общего образования по формированию системы внутреннего мониторинга качества образования, организации обучения по индивидуальным образовательным программам.
3.10. До 1 октября 2014 года организовать работу региональной экспертной группы для проведения анализа основных образовательных программ инклюзивного образования детей-инвалидов.
3.11. До 10 ноября 2014 года организовать обучение педагогов базовых общеобразовательных организаций, в которых будут созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
3.12. В 2014/2015 учебном году провести курсы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений по программе «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся».
3.13. До декабря 2014 года разработать методические рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования.
3.14. Во II полугодии 2015 года провести региональную научно-практическую конференцию «Региональная практика профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: современное состояние и перспективы развития».
3.15. Разработать и внедрить систему независимой оценки качества образовательных услуг, предоставляемых организациями дополнительного образования детей.
3.16. В 2015 году организовать проведение постоянно действующего семинара для руководителей муниципальных методических объединений, педагогов по вопросам методического обеспечения внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
3.17. До 1 мая 2015 года провести региональную научно-практическую конференцию «Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: опыт образовательных организаций Саратовской области».
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
4.1. Обеспечить с 1 сентября 2014 года научно-методическое сопровождение пилотной реализации ФГОС дошкольного образования.
4.2. До 1 сентября 2015 года создать муниципальные банки лучших педагогических практик реализации ФГОС дошкольного образования по следующим направлениям:
способы поддержки детской инициативы,
образовательная среда дошкольной образовательной организации, как фактор позитивной социализации ребенка дошкольного возраста,
социальное партнерство дошкольной образовательной организации и окружающего сообщества.
4.3. В 2014/2015 учебном году обеспечить проведение муниципальных мониторинговых исследований в сфере образования.
4.4. Создать условия для развития практик обучения с использованием индивидуальных образовательных программ.
4.5. На основе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей включать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в доступные им виды внеурочных занятий.
4.6. Обеспечить подключение к услугам Интернета на скорости не менее 4 Мбит/сек всех муниципальных средних общеобразовательных учреждений (при наличии технической возможности у провайдеров) для активного использования современных информационно-коммуникационных технологий.
4.7. Предусмотреть возможность открытия детских объединений в сфере начального технического, научно-технического творчества, в том числе в области робототехники.
5. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов
и городских округов области в 2014/2015 учебном году:
5.1. Предусмотреть наличие в дошкольных образовательных учреждениях муниципального района (городского округа) групп для детей с ограниченными возможностями здоровья, семейных дошкольных групп в соответствии с потребностью населения в данных образовательных услугах.
5.2. Обеспечить наличие в муниципальных образовательных учреждениях социальных педагогов и педагогов-психологов.
5.3. Организовать работу муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий с целью своевременного выявления особенностей в физическом или психическом развитии детей, определения образовательного маршрута детей с нарушениями в развитии, контроля за созданием специальных условий их обучения и воспитания.
5.4. Обеспечить оказание в электронном виде услуг населению в рамках переданных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
5.5. Принять меры по развитию инфраструктуры муниципальных организаций дополнительного образования детей путем совершенствования их материально-технических и кадровых ресурсов.
5.6. Обеспечить условия для внедрения в муниципальных образовательных учреждениях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Организовать информационную кампанию о значимости его внедрения.
Министр образования
Саратовской области М.А. Епифанова
Начальник отдела аналитической и
организационной работы Л.П. Леонтьева
Текст резолюции опубликован на официальном сайте министерства образования области (http://minobr.saratov.gov.ru/minobr/osro/ |