С 1 января 2014
года вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования. Работа над
ним шла почти полгода, после того, как проект стандарта представили на всеобщее
обсуждение. К нему поступило свыше 300 замечаний и предложений. Все они были
рассмотрены на заседании Совета Минобрнауки, после чего стандарт
доработали.
«Основные требования стандарта, прежде всего
- содержание образовательной программы, которую детские сады разработают
самостоятельно, затем - условия ее реализации и результаты освоения. Для
каждого возраста свои приоритеты. Педагогам необходимо, прежде всего, развивать
у ребенка самостоятельность, инициативность и ответственность. Главный упор в
стандарте делается на развитие малышей с помощью игры, через общение со
сверстниками, старшими ребятами, воспитателями и семьей. Для старших групп одна
из главных задач детсада – подготовка к школе, подавление возможного страха
перед первым классом, повышение интереса к учебному процессу», - отметила
министр образования области Марина Епифанова.
Стандарт состоит из трех компонентов:
требований к содержанию образовательной программы, к условиям ее реализации, к
результатам освоения. Последний компонент определяет, какие личностные
характеристики должны быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного
образования. Например, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих
силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение,
способность к волевым усилиям, любознательность.
Итак, что нового появится в детских садах? На
основе требований стандарта детские сады будут самостоятельно разрабатывать и
утверждать свои программы. При этом они должны учитывать примерные программы из
федерального реестра, который будет в открытом доступе. Никаких экзаменов,
аттестаций в детских садах не допускается, а главный упор в стандарте сделан на
развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами,
семьей, воспитателями.
Группы в детских садах могут заниматься по
разным программам, с учетом развития и возможности детей. Впервые в стандарт
включено понятие развивающей среды. А это значит, что наши детские сады и ясли
теперь должны выглядеть по-другому. Стандарт требует: окружающая ребенка среда
должна быть «предметно-развивающей». То есть будить воображение и
любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы
знаний.
|